Резной деревянный наличник с панно на дверь (окно). Резьба по дереву

Вместо вступления

Эти заметки  не претендуют на роль глубокого и
всеобъемлющего исследования. Это предварительная систематизация  большого
изобразительного материала, собранного во время экспедиций по Свердловской
области. Объектом интереса стали предметы народного творчества вообще, и
декоративные элементы деревянных строений, в частности.

Почему особый интерес вызывает именно наличник? Потому что
это самая красивая деталь дома (кто с этим поспорит?), дающая, в отличие от других,
максимум возможности для проявления художественной индивидуальности и мастеру, и
хозяину.  А еще потому что наличники стремительно
исчезают.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

По сравнению с другими частями усадьбы, дома,  наличник – наиболее уязвим. Во-первых, по причине «подвижности»:  гораздо сложнее
переделать дверной проем, сменить дверь, перестелить крышу, чем снять
наличник, заменив его на другой. С течением времени, появлением сначала стекла,
а затем и конструктивно новых окон, расширялись оконные проемы  и,
следовательно, менялось их оформление.

 Дом в с. Киприно (Невьянский р-н. р. Реж) *

*  здесь и везде в тексте: кроме
современной административной принадлежности, будет указана река, к бассейну
которой относится населенный пункт (Киприно стоит на речушке под названием Сап,
которая впадает в Реж).  Это
представляется более логичным, так как продвижение и основные связи между селениями осуществлялись по рекам.

Во-вторых, наличник уязвим из-за своего прямого назначения  –
защищать щели между стеной и оконным блоком.  Именно  наличник
принимает на себя удар природных сил – дождь, ветер, промерзание ночью и
оттаивание на солнце, образование снежного слоя зимой и его превращение в
весеннюю капель. Все это не может не
сказываться на небольших и довольно тонких (по сравнению с деталями из цельных
бревен) элементах – они чернеют, темнеют, растрескиваются, и со временем частично
или полностью заменяются новыми – часто уже другими по строению и внешнему
виду.

Третья причина недолговечности наличников лежит  в удивительной психологии
деревенских жителей – за старое держаться не принято, оно вызывает стыдливое
пренебрежение – лучше замазать стены синей противной краской, чем любоваться на
петушков  и райских птичек. Конкретный пример
– судьба расписной избы из с. Раскатиха, хозяйка которой с надеждой говорит:
«Вот умру, сын вступит в права наследия, уж он-то все тут переделает!» – сама
она перекрасила пока только часть избы. В силу такого мировоззрения, при
малейшей возможности, например при улучшении благосостояния,  уничтожается все старое, а в первую очередь – наличники, потому что
они на виду, по ним «будут люди судить», и 
их проще всего поменять, или вообще выбросить. 

Поэтому окна с их
декором часто моложе самих деревянных строений. Вообще, домов, сохранившихся хотя
бы в относительной неприкосновенности, не так  много, а становится еще меньше.
Уже в силу этого их стоит 
фотографировать, описывать, изучать.

Дома многих
регионов России уже лишились своих наличников. Их почти не осталось на Русском
Севере,  даже в таких местах, куда можно
добраться только на лодке (селения по реке Онеге), от наличников давно
избавились. 


Дом в с. Усть-Вымь
(Республика Коми)

Каргополье, сохранив чудесный декоративный элемент – расписной
подшив свеса крыши, не сберегло художественного оформления окна.


Дом в д. Шелоховская
(Архангельская обл., Каргополье)

Окна могучих старых домов в музее-заповеднике «Малые Карелы»
украшены  стараниями современных реставраторов.

 
Наличники домов в  музее деревянного зодчества «Малые Корелы»
(Архангельская обл.)

Большой и такой притягательный  для путешественников район Онежского
озера  пуст: остались Кижи, да несколько
домов с красивыми но однотипными наличниками – все наперечет.

 
Дом Костина в д.
Великая Губа (Онежское озеро). Характерный тип наличника, который сформировался
в Карелии.

Богаты и
безусловно роскошны Кострома, Нижний Новгород, Ростов, Подмосковье, Ярославль.
Но наличники там моложе уральских в силу объективных причин – эти районы были богаче,
современнее из-за близости к столице, более чутки к веяниям архитектурной и
художественной моды, а, как уже говорилось, проще «осовременить» дом, сменив
наличники, чем переделывать его монументальные части. 


Окна дома в с. Борисово (Ярославская область)

Основная
сложность при  съемке деревянных домов –
отсутствие нужного ракурса. Чаще всего перед домом – забор, а под окнами растут
сирень, яблони, рябина и черемуха. Очень красиво, но фотографировать 
трудно. Поэтому многие наличники так и пришлось снимать – с ветвями и листьями,  какие-то под углом, иногда очень неудобным. Но лучше так, чем никак.

О возрасте большинства строений  мы можем судить по тем домам, история которых нам известна. В основном, им 
от ста до ста пятидесяти лет (т.е. время их создания – вторая половина XIX
– самое начало ХХ вв.), хотя есть несколько, всего несколько на весь
осмотренный массив деревень,  которые
гораздо старше (Арамашево, Коптелово, Леневское, Луговая, Покровское, Сохарево,
Якшино). И там, где нам удается найти настоящее  старое окно, мы видим
маленький прямоугольничек со скромной ставенкой.


Изба в д. Сохарево
(Режевской район, р. Реж)

Порой на старых избах мы видим уже увеличенные окна с более крупными 
декоративными наличниками. Зачастую оформление таких окон уже лишено всякого смысла и
гармонии – это примитивные аляповатые досочки 50-х – 60-х годов прошлого
столетия. Но в то же само время  возник целый ряд  домов, выдающихся по красоте и
оригинальности  (Березовский, Бучино, Глинское,
Златогорово, Кунара). 

Материал, на основании которого подготовлена эта статья был
собран в районе трех рек – Режа, Ирбита и Нейвы. Были исследованы все деревни,
расположенные по Режу и его притокам (60 деревень). К бассейну Режа отнесены село
Шайдуриха – на берегу Аятского озера, деревня  Кунара на реке Кунаре, что впадает в Аятское
озеро, село Аять на берегу р. Аять, вытекающей из Аятского озера, так как собственно
реку Аять (а вместе с ней и реку Кунару и озеро Аятское) можно считать началом реки Реж.
Частично осмотрен район Нейвы (30 населенных пунктов),  и совсем немного затронут район Ирбита (12
деревень). Пригодились и материалы путешествий по России (Архангельская, Вологодская,  Пермская области, Каргопольский край, Карелия, Костромская, Кировская области,  Коми-Пермяцкий АО и республика Коми, Ярославская область  и другие).

Благодаря этим экспедициям стала очевидна необходимость сохранить
хотя бы  в виде фотографий исчезающее
историческое наследие  Урале. Возможно,
мой фотоархив, насчитывающий не одну тысячу снимков, будет полезен будущим
исследователям.

Наличник, его появление, строение
и декоративные элементы

     Наличник не раз
становился объектом интереса серьезных исследователей.  Но лишь в контексте строения избы, усадьбы
вообще.  Не менее интересно было бы
взглянуть на окно и его декоративные детали 
и с эстетической, художественной точки зрения.  Но и в этом случае нужно совершенно четко
понимать строение окна, наличника, типологию его отдельных элементов. Это тем
более важно, что разные исследователи пользуются несколько отличающейся
терминологией, и при описании наличника трудно понять, что имеется ввиду. Например,
в различных источниках верхняя доска, расположенная над окном называется то
очельем, то фронтоном, то фризом, то подкарнизной, то лобовой доской. Возможно,
для профессионального архитектора  это не
является особой сложностью, но культурным наследием нашей родины интересуются
не только архитекторы. Более того, в подписях к иллюстрациям никогда не
указывается ни тип наличника  ни его
детали. «Этот наличник из деревни N с раскрепованным фронтоном», или «Наличник
из деревни N, с выраженным горизонтальным карнизом и поддерживающими витыми
кронштейнами, на фризе изображено полусолнце и несколько маленьких солнышек,
сверху на карнизе – гребешок с небольшими солнышками» –  такой подписи к картинке вы не встретите
никогда.  То есть типология и описания
наличника существуют как бы сами по себе, не согласовываясь с его изображением.
Создается впечатление, что однозначного подхода не существует вообще.

Предлагаем ознакомиться  Цветочная клумба бабочка

Тем не менее, попробуем разобраться.

Наличник

Наличник – наружное оформление оконного проема. Изначально
имел чисто функциональное значение. Между оконным блоком и собственно стеной
вверху оставлялся усадочный паз, с боков так же были зазоры, именно их должен
был прикрывать наличник. Кроме того, к нему крепились ставни. Сначала наличник
украшался довольно скромно. Вместе с тем он был наделен и особым смыслом –
оконные и дверные наличники  охраняли,
оберегали сакральное пространство избы. Именно поэтому на окна и двери всегда
наносили оберегающие, защищающие знаки. Когда Иван Грозный одержал победу над
новгородцами, он в гневе повелел срывать с домов двери и наличники с окон, тем
самым обнажая, разрушая, самый сокровенный смысл жилища. Обережные знаки дополнялись усложнялись дополнялись
декоративными деталями, постепенно утрачивая свой изначальный  смысл. В какой-то момент наличник превратился
в декоративный элемент с минимальной функциональной нагрузкой – щели между
стеной и окном остались, да и ставнями пользуются до сих  пор.

 

Несколько терминов, которые будут употребляться в тексте:

Очелье
– верхняя часть наличника простого наличника, закрывающая паз между притолокой
и бревном стены

Притолока – верхняя
поперечная перекладина, связывающая боковые брусья окна.

Усадочный (осадочный) паз
– небольшой зазор, который оставлялся между оконной конструкцией и бревном
стены для избежания деформаций, связанной с усадкой деревянных стен, избы
(дерево разбухает от влаги, или наоборот усыхает в жаркое время, то есть периодически
увеличивается или уменьшается в объеме).

Карниз – венчающая часть
в данном случае наличника, окна, выступ, край. Утилитарная функция – отводить
сток дождевой воды, эстетическая – зрительно завершать композицию.

Фронтон – в данном случае
завершение наличника, ограниченное снизу собственно окном, а сверху – двумя
наклонными карнизами (треугольный фронтон), или одним изогнутым (лучковый
фронтон).

Раскрепованный фронтон
фронтон, усиленный выступающими деталями и карнизом, разделенным декоративными  элементами.

Разорванный фронтон треугольный или лучковый (полукруглый) фронтон, центральная часть которого имеет разрыв, полукруглую выемку.

Фриз – в широком смысле –
любая композиция, вытянутая по горизонтали. В данном случае – подкарнизная
прямоугольная, или чуть выгнутая доска с орнаментом, узором.

Кронштейн (консоль, вынос)
– поддерживающая конструкция.

Волюта – архитектурная
деталь в форме спирального завитка.

Солярная символика
система знаков, символов, связанная с культом солнца, солнечного круга от
итальянского  sol – солнце.

Классификация наличников

Е.Н. Бубнов в своей книге «Русское деревянное зодчество
Урала»,  предлагает следующее деление на
группы:

I тип:  наиболее древний, наличник представлен только
очельем – доской, прикрывающей осадочный паз между верхним бруском окна
(притолокой) и бревном стены.

II тип: Развитые
наличники, охватывающий оконный проем со всех сторон всеми своими частями.
Верхняя часть сделана в виде фронтона – целого или раскрепованного.

III тип:
Наличники с развитыми составными элементами, верхняя часть которых завершается
четким горизонтальным карнизом с высокой подкарнизной доской – фризом. Фриз – декоративный элемент в виде сплошной горизонтальной полосы или ленты, увенчивающий или обрамляющий ту или
иную часть архитектурного сооружения – стены, пола и т.д. Карниз может быть как
горизонтальным, так и изогнутым.

IV тип: Более
развитый наличник, пышная резьба которого не помещается на фризе и выходит на
верх горизонтального карниза, образуя гребешок. Нагруженные резьбой, такие карнизы,
как правило, имеют кронштейны-поддержки, простые, чаще изогнутые, декоративные.

V тип: Самобытные
наличники, не связанные с установившейся системой оформления оконного проема.

 К  предложенной
классификации прилагается схема, где в качестве примеров приведены изображения
реальных наличников (например, в одном из них совершенно безошибочно угадывается
наличник из  д. Ощепково).

Основные группы наличников (по Бубнову)

При всей лаконичности (наличникам посвящено не более 10
страниц, где большую часть занимают картинки) виден огромный объем проделанной работы.
Но предложенная система лишь намечает принцип классификации и не отвечает на
целый ряд вопросов. Ее недостатком является нарушение логики развития наличника
–  так, например, тип, который Бубнов
определяет как  II,  появляется на самом деле позднее III.  А IV является лишь модификацией III.

Схема тоже имеет свои изъяны: то, что автор называет
наличником I типа, ничего не имеет общего с тем, что нарисовано под цифрой 1.
Непонятно, чем отличается наличники под цифрой 2 и под цифрой 5.  И вообще,  не ясно, почему эти наличники вынесены в  V группу. 
Кроме того, в эту типологию не вписываются целый ряд наличников.

Более того,  приводя в
той же книге изображения реальных окон с их декором, автор не пользуется
собственной классификацией, что создает впечатление неполного понимания
вопроса.

 Так же 5 типов предлагает исследователь  А.С. Максяшин («Окон резное украшенье:
наличники Урала»). Его деление основано на усложнении элементов декора. И построено
следующим образом:

  1. Наиболее
    простой прием украшения «лишь фронтона» (позднее становится понятным, что
    фронтоном автор называет верхнюю часть наличника вообще, в то время как
    фронтон является совершенно конкретной архитектурной формой; налицо  крайне некорректное обращение с
    терминологией). Упрощены элементы декора в технике глухой резьбы. Вертикальные
    тяги и подоконная доска художественно не оформляются.
  2. Упрощенные
    резные и накладные элементы декора на фронтоне (терминология автора),
    вертикальных тягах и  подоконной
    доске.
  3. Наиболее
    сложные детали и элементы украшения на фронтоне (!).
  4. Используются
    многочисленные приемы и виды художественной резьбы.
  5. Необычные
    по форме и содержанию элементы декора.

Такое деление представляется не совсем корректным и, кажется,
строится по принципу: простые – не очень простые – сложные – еще более сложные
– необычно сложные. Изображения, которые автор приводит, опять же не подписаны соответственно
предложенной схеме и не очень аккуратно датированы.

В силу вышеизложенного  возникла идея предложить  свою классификацию наличников, этому помогла
вышедшая недавно замечательная книга А.В. Долгова «Деревянное зодчество
Свердловской области», в которой автор «расставил все точки над i», четко и с хронологическими
привязками прописав эволюцию наличника в  нашем регионе.  Теперь, опираясь на нее, можно выстроить
четкую  типологию и подтвердить ее
визуальными рядами, обратив внимание на разнообразие деталей,  декоративных форм и художественных тенденций.

Возникновение
наличника

В литературе достаточно часто говорится о самом старом
способе обработки оконного проема единственной доской. Окна того времени
назывались косящатые, потому что состояли из двух косяков – боковых стоек,  и притолоки, связывающей их сверху. Внизу
косяки стыковались непосредственно с бревном стены.  Доска, закрывающая осадочный паз называлась
очелье – по аналогии с деталью женского головного убора – кокошника. Прочитать
об этом можно везде, а вот изображения – ни одного, и как это выглядело – не
совсем понятно. Единственная фотография с подписью: «Очелье дома Русиновой…»
найдена в книге  «
Крестьянский дом в культуре Русского Севера» А.Б. Пермиловской, Окна такого
типа приходилось видеть домах музей-заповедника «Малые Корелы» под Архангельском.

 
Дом из д.
Кондратовская  Верхнетотемского района, XIX в. в музее-заповеднике «Малые
Корелы».  Рама  совсем “свежая”, наличник воссоздан
реставраторами, тем не менее, он демонстрирует, как выглядело очелье.

 К сожалению, у
нас  подобных наличников не сохранилось, и
возможно, они выглядели иначе.

 


Окно дома в д. Якшина
(Ирбитский район, р. Ирбит). Пример 
косящатого окна – самого старого типа, когда два вертикальных бруса-косяка
скреплялись верхним – притолокой и нижними концами врубались прямо в
горизонтальное бревно стены. Наличника здесь нет вообще, но есть один ставень,
ставешок. 


Окно дома из д. Таборы. Музей в Нижней Синячихе. На стене красуется табличка:  “Усадьба крестьянина. XVII века”.  Смелая датировка неизвестного происхождения опровергается профессиональными исследованиями А.В. Долгова, который указывает иную дату – 1802 год.  Небольшой, но вполне декоративный карниз – наше “очелье” – предтеча всех богато декорированных и разнообразных наличников.

С возникновением колодного окна (состоящего из 4-х частей –
двух косяков, притолоки и подоконника), очевидно, связано и появление
собственно наличника, охватывающего окно со всех четырех сторон. Функциональное назначение – обеспечить крепление ставни и закрыть швы между колодой окна и собственно стеной. Известен такой
тип наличника на Урале с 50-х годов XIX столетия (здесь и далее хронология и
описание конструктивных элементов  по
А.В.Долгову), с него и началась здесь эволюция этого архитектурного элемента. 

Предлагаем ознакомиться  Шпалера для винограда своими руками: чертежи и фото, виды

Типы наличников на Урале

Простые наличники (условно
I тип)

Итак, этот тип наличника появился на Урале в 50-е – 60-е
годы XIX в. Состоит из четырех частей – верхней (лобовой) доски, боковых
стоек и подоконной доски. Но части эти довольно просты, с резьбой (как правило,
только на верхней доске), или без.  Карниз,
если есть, то представляет собой чуть выступающую досочку. Детали таких
наличников не очень декоративны, но абсолютно функциональны.

 
Окно дома в с.
Покровское (Режевской район, р. Ирбит)

 Окна дома в д.
Сохарева (Режевской район, р. Реж)

В начале 60-х годов XIX в. Наличник обзавелся простейшей
резьбой, увеличилась верхняя (лобовая доска), 
стал чуть более выраженным карниз.

Окно дома в д. Ключи
(Алапаевский район, р. Реж). Наличник простого типа, состоящий только из очелья,
скромных боковых стоек и подоконной доски скрывает еще более старое окно.


Дом в д. Конево
(Невьянский район, р. Реж)

Наличники с
выраженным прямым карнизом (условно II тип)

Наличник, его появление, строение
и декоративные элементы

Наличник не раз
становился объектом интереса серьезных исследователей.  Но лишь в контексте строения избы, усадьбы
вообще.  Не менее интересно было бы
взглянуть на окно и его декоративные детали 
и с эстетической, художественной точки зрения.  Но и в этом случае нужно совершенно четко
понимать строение окна, наличника, типологию его отдельных элементов.

Это тем
более важно, что разные исследователи пользуются несколько отличающейся
терминологией, и при описании наличника трудно понять, что имеется ввиду. Например,
в различных источниках верхняя доска, расположенная над окном называется то
очельем, то фронтоном, то фризом, то подкарнизной, то лобовой доской.

Возможно,
для профессионального архитектора  это не
является особой сложностью, но культурным наследием нашей родины интересуются
не только архитекторы. Более того, в подписях к иллюстрациям никогда не
указывается ни тип наличника  ни его
детали. «Этот наличник из деревни N с раскрепованным фронтоном», или «Наличник
из деревни N, с выраженным горизонтальным карнизом и поддерживающими витыми
кронштейнами, на фризе изображено полусолнце и несколько маленьких солнышек,
сверху на карнизе – гребешок с небольшими солнышками» –  такой подписи к картинке вы не встретите
никогда.

Тем не менее, попробуем разобраться.

Очелье
– верхняя часть наличника простого наличника, закрывающая паз между притолокой
и бревном стены

Притолока – верхняя
поперечная перекладина, связывающая боковые брусья окна.

Усадочный (осадочный) паз
– небольшой зазор, который оставлялся между оконной конструкцией и бревном
стены для избежания деформаций, связанной с усадкой деревянных стен, избы
(дерево разбухает от влаги, или наоборот усыхает в жаркое время, то есть периодически
увеличивается или уменьшается в объеме).

Карниз – венчающая часть
в данном случае наличника, окна, выступ, край. Утилитарная функция – отводить
сток дождевой воды, эстетическая – зрительно завершать композицию.

Фронтон – в данном случае
завершение наличника, ограниченное снизу собственно окном, а сверху – двумя
наклонными карнизами (треугольный фронтон), или одним изогнутым (лучковый
фронтон).

Раскрепованный фронтон –
фронтон, усиленный выступающими деталями и карнизом, разделенным декоративными  элементами.

Разорванный фронтон – треугольный или лучковый (полукруглый) фронтон, центральная часть которого имеет разрыв, полукруглую выемку.

Фриз – в широком смысле –
любая композиция, вытянутая по горизонтали. В данном случае – подкарнизная
прямоугольная, или чуть выгнутая доска с орнаментом, узором.

Кронштейн (консоль, вынос)
– поддерживающая конструкция.

Волюта – архитектурная
деталь в форме спирального завитка.

Солярная символика –
система знаков, символов, связанная с культом солнца, солнечного круга от
итальянского  sol – солнце.

Классификация наличников

I тип:  наиболее древний, наличник представлен только
очельем – доской, прикрывающей осадочный паз между верхним бруском окна
(притолокой) и бревном стены.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

II тип: Развитые
наличники, охватывающий оконный проем со всех сторон всеми своими частями.
Верхняя часть сделана в виде фронтона – целого или раскрепованного.

Резной  деревянный наличник с панно на дверь (окно). Резьба по дереву

III тип:
Наличники с развитыми составными элементами, верхняя часть которых завершается
четким горизонтальным карнизом с высокой подкарнизной доской – фризом. Фриз – декоративный элемент в виде сплошной горизонтальной полосы или ленты, увенчивающий или обрамляющий ту или
иную часть архитектурного сооружения – стены, пола и т.д. Карниз может быть как
горизонтальным, так и изогнутым.

IV тип: Более
развитый наличник, пышная резьба которого не помещается на фризе и выходит на
верх горизонтального карниза, образуя гребешок. Нагруженные резьбой, такие карнизы,
как правило, имеют кронштейны-поддержки, простые, чаще изогнутые, декоративные.

V тип: Самобытные
наличники, не связанные с установившейся системой оформления оконного проема.

 К  предложенной
классификации прилагается схема, где в качестве примеров приведены изображения
реальных наличников (например, в одном из них совершенно безошибочно угадывается
наличник из  д. Ощепково).

Основные группы наличников (по Бубнову)

При всей лаконичности (наличникам посвящено не более 10
страниц, где большую часть занимают картинки) виден огромный объем проделанной работы.
Но предложенная система лишь намечает принцип классификации и не отвечает на
целый ряд вопросов. Ее недостатком является нарушение логики развития наличника
–  так, например, тип, который Бубнов
определяет как  II,  появляется на самом деле позднее III.  А IV является лишь модификацией III.

Схема тоже имеет свои изъяны: то, что автор называет
наличником I типа, ничего не имеет общего с тем, что нарисовано под цифрой 1.
Непонятно, чем отличается наличники под цифрой 2 и под цифрой 5.  И вообще,  не ясно, почему эти наличники вынесены в  V группу. 
Кроме того, в эту типологию не вписываются целый ряд наличников.

Более того,  приводя в
той же книге изображения реальных окон с их декором, автор не пользуется
собственной классификацией, что создает впечатление неполного понимания
вопроса.

Деревянный резной наличник

 Так же 5 типов предлагает исследователь  А.С. Максяшин («Окон резное украшенье:
наличники Урала»). Его деление основано на усложнении элементов декора. И построено
следующим образом:

  1. Наиболее
    простой прием украшения «лишь фронтона» (позднее становится понятным, что
    фронтоном автор называет верхнюю часть наличника вообще, в то время как
    фронтон является совершенно конкретной архитектурной формой; налицо  крайне некорректное обращение с
    терминологией). Упрощены элементы декора в технике глухой резьбы. Вертикальные
    тяги и подоконная доска художественно не оформляются.
  2. Упрощенные
    резные и накладные элементы декора на фронтоне (терминология автора),
    вертикальных тягах и  подоконной
    доске.
  3. Наиболее
    сложные детали и элементы украшения на фронтоне (!).
  4. Используются
    многочисленные приемы и виды художественной резьбы.
  5. Необычные
    по форме и содержанию элементы декора.

Такое деление представляется не совсем корректным и, кажется,
строится по принципу: простые – не очень простые – сложные – еще более сложные
– необычно сложные. Изображения, которые автор приводит, опять же не подписаны соответственно
предложенной схеме и не очень аккуратно датированы.

В силу вышеизложенного  возникла идея предложить  свою классификацию наличников, этому помогла
вышедшая недавно замечательная книга А.В. Долгова «Деревянное зодчество
Свердловской области», в которой автор «расставил все точки над i», четко и с хронологическими
привязками прописав эволюцию наличника в  нашем регионе.

Предлагаем ознакомиться  Кедровые орехи химический состав

Простые наличники (условно
I тип)

Итак, этот тип наличника появился на Урале в 50-е – 60-е
годы XIX в. Состоит из четырех частей – верхней (лобовой) доски, боковых
стоек и подоконной доски. Но части эти довольно просты, с резьбой (как правило,
только на верхней доске), или без.  Карниз,
если есть, то представляет собой чуть выступающую досочку. Детали таких
наличников не очень декоративны, но абсолютно функциональны.

 Окно дома в с.
Покровское (Режевской район, р. Ирбит)

 Окна дома в д.
Сохарева (Режевской район, р. Реж)

В начале 60-х годов XIX в. Наличник обзавелся простейшей
резьбой, увеличилась верхняя (лобовая доска), 
стал чуть более выраженным карниз.

Окно дома в д. Ключи
(Алапаевский район, р. Реж). Наличник простого типа, состоящий только из очелья,
скромных боковых стоек и подоконной доски скрывает еще более старое окно.

Поздний тип наличника,
появившийся в 20-е годы XX в.

Карниз посередине имеет треугольный излом, выступающий вверх, иногда – совсем
небольшой, иногда – выраженный. Такой карниз довольно далеко выдается вперед
над окном и практически всегда поддерживается кронштейнами (их отсутствие обычно
объясняется утратами), часто не одной парой, а двумя.  Подобные наличники можно встретить в
Костроме, Подмосковье, Ярославской области, и других районах. Иногда излом
карниза лишь чуть-чуть намечен. Часто
украшен горизонтальными рядами «кружев» пропильной резьбы.

Окно дома в с. Аять (Невьянский р-он, река Аять).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Окно дома в д. Фирсово (Режевской р-н, река Реж).  Подобный
узор (восьми- и шестилучевые звезды) часто встречается именно в Фирсово,
буквально  два раза в д. Мостовой,
соседней с Фирсово,  и очень редко в
других деревнях (например, в Октябрьском (р. Реж).

Окна дома в д. Фирсово (Режевской р-н, река Реж). Карниз поддерживается двумя парами кронштейнов.

Окна дома в д. Голендухино (Режевской р-н, река Реж).

Окна дома в с. Киприно (Невьянский р-н, река Реж).

Дом в д. Колташи (Режевской р-н, р. Реж).

Резной  деревянный наличник с панно на дверь (окно). Резьба по дереву

Окна дома в с. Леневском (Режевской р-н, река Реж).

Окна дома в с. Соколово (Режевской р-н, река Реж).

Фото автора

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Фото автора

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

4 декабря 2015г.

Заказать красивые деревянные наличники вы можете в нашей мастерской “Амурские украсы”. Сделаем либо по вашему эскизу, либо разработав 3D-модель в нашей мастерской, по вашим или нашим эскизам!

Перед мастерской стоит задача сделать эксклюзивный резной наличник из ценных дальневосточных пород древесины: орех Маньчжурский, бархат Амурский, сосна Корейская(кедр). Работа интересная, самим хочется увидеть, что получится, ведь эскизы и 3D-модели не передают всю красоту, глубину и цвет текстуры ценных видов древесины!

  • Разработан эскиз наличника.
  • Создана модель наличника в масштабе.
  • Приобретен материал.

Все готово для творческого “полета”)))!

Работа в нашей мастерской идет полным ходом! Что было сделано?

  • Приготовлен пиломатериал.
  • Отструганы и распилены доски.
  • Распилены доски для сплачивания щита для резьбы панно.
  • Склеен щит для панно.

Работа над созданием резного наличника с панно из массива ореха идет!

  • Отфрезерована заготовка навершия – панно резного деревянного наличника “Амурская охота”.
  • Изготовлены шаблоны.
  • На заготовку нанесена разметка фона для выпиливания электролобзиком.
  • Позиционирование шаблонов на деревянную ореховую заготовку.

Работа идет полным ходом! Как будет выглядеть конечный результат вы увидите, если будете заходить в нашу мастерскую! Мастерская “Амурские украсы” желает всем здоровья и благополучия!

Здравствуйте, дорогие гости нашей мастерской!!!

Сегодня расскажем, что было нами сделано:

  • Разметка на щит шаблонов “Ветка”.
  • Выпилили на щите “Ветки”.
  • Сплотили щиты для резьбы двух деревянных резных элементов “Веревка” для панно.
  • Выпилили деревянные заготовки “Веревки”.
  • Вырезали деревянные элементы для панно “Веревки”.
  • Разметили шаблоны на панно.
  • Выпилили панно.
  • Резьба по дереву: вырезали основной орнамент панно.

Резьба процесс не быстрый, потому что все делается вручную! И разметка, и выпиливание, и резьба, что видно из наших фотографий! Поэтому, здесь можно со всей ответственностью сказать, что наш резной деревянный наличник с навершием-панно на межкомнатную дверь является совершенно ручной работой! К тому же эксклюзивной!

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Уже в целом видно, как полный образ будет выглядеть! Будем рады, если вам понравится наша работа и вы пожелаете заказать в нашей мастерской резные деревянные изделия: наличники, мебель, украсы интерьера!

Творческий проект в самом разгаре! Сейчас только резьба, резьба и резьба!

  • Выпилили полностью деревянное панно.
  • Выпилили на резное панно деревянную сову.
  • Выпилили деревянную белочку.
  • Резьба по дереву: панно.
  • Резьба по дереву: подрезка белочки.

Мы всегда рады своим гостям!

Резьба планомерно идет к завершающей стадии, осталось дорезать совсем немного элементов навершия панно! Что было сделано?

  • Резьба по дереву: вырезано полностью основание панно (резной фон из массива ореха).
  • Отшлифованно основание.
  • Резьба по дереву: вырезаны деревянные элементы панно (веревки полукруглые).
  • Резьба по дереву: вырезан деревянный элемент панно (белка).

Шлифовка панно тоже делается вручную. В резьбе по дереву, как и во всяком творчестве, без учеников никак нельзя! Вот и Рыся все время рядом – то учится усердно, то помогает)!

Ну вот, резное деревянное панно уже проявляется всё ярче и ярче!

Если у наших гостей есть вопросы – смело задавайте! Мы ответим всем! Заходите к нам в гости!

Мастерская “Амурские украсы” рада видеть своих гостей в своей мастерской! Что было сделано?

  • Подрезка основного панно.
  • Резьба декоративных бордюров.
  • Шлифовка декоративных бордюров.
  • Приклеивание бордюров к панно.
  • Резьба по дереву (элемент панно – Сова).
  • Резьба по дереву (элемент Белка).
  • Шлифовка элемента для панно Сова.
  • Шлифовка элемента для панно Белка.
  • Выпиливание элементов панно – Шишка.
  • Резьба по дереву( элементы панно Шишки).
  • Покраска резного деревянного навершия-панно.
  • Покраска элементов панно ( Белка, Сова, шишки, Веревки).
  • Выпиливание фона для панно.
  • Покраска фона для панно.

На фотографии видно текстуру и натуральный цвет бархата Амурского- красивое дерево! Но такое твердое!!! Резать его резцами чрезвычайно трудно!

Навершие резного деревянного панно – Шишки тоже из бархата Амурского, как Белка и Сова. Они будут ярко выделяться на фоне темного ореха.

Тут мы приклеиваем декоративные бордюры к основному резному деревянному панно. Бордюры сделаны из древесины ореха, в тон основному панно.

Наше резное навершие готово ! Нужно еще высохшее отшлифовать, наполировать и сделать финишное покрытие. Теперь дело за стоевыми. Как все это будет выглядеть вы обязательно увидите, когда зайдете к нам в мастерскую!

Работа над резным деревянным наличником с резным навершием с панно закончена! Осталось покрасить еще на один раз. Как резной наличник будет в сборе выглядеть – вы обязательно увидите! Что было сделано?

  • Приготовлены несущие боковые стоевые (выпилены, отшлифованы, покрашены).
  • Резьба по дереву (вырезаны декоративные элементы для боковых стоевых – Веревки).
  • Отшлифованы и покрашены декоративные элементы – резные деревянные Веревки.
  • Выпилен материал для боковых резных элементов Веток.
  • Резьба по дереву (боковые Ветки).
  • Шлифовка и покраска боковых Веток.

Работа над элементами для стоевых несущих – веревками.

Фигурный профиль- это то, на чем будет стоять наше резное навершие. А деревянные веточки – это боковые резные элементы наличника.

Мастерская “Амурские украсы” сделает на заказ любой резной деревянный наличник как на окна, так и на двери! Мы можем сделать 3D-модель по вашему или по нашему эскизу, фотографии, карандашному наброску!

https://www.youtube.com/watch?v=https:pz0Q2Sj23T0

Заходите в нашу мастерскую, мы рады исполнить ваш любой заказ! Так же рады делиться своим опытом, отвечая на ваши вопросы! Посмотреть другие наши работы можно в нашей Галерее

Check Also

Мох на газоне после зимы: почему появляется, и как избавиться

Содержание1 Почему появляется мох2 Описание3 Как избавиться от мха на газоне4 Способы избавления5 Как бороться …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector